Со стороны некоторых критиков частенько приходится слышать обличения
анархистов в идеализме. Мол, анархизм – это идеалистическое
мелкобуржуазное учение, оторванное от реальной жизни, опирающееся не на
объективные научные истины, а на некоторые абстрактно-идеалистические
представления. Давайте попробуем разобраться, насколько справедливы эти
замечания и может ли анархизм претендовать на статус научной теории.
При поверхностном взгляде на анархизм может показаться, что
критики действительно правы. Действительно, в анархистских теориях пока
ещё много белых пятен. Многие его положения кому-то могут показаться
наивными и утопическими. Однако если посмотреть внимательнее, станет
ясно, что все «белые пятна» говорят только о том, что анархизм всё ещё
находится в состоянии становления. Ему ещё предстоит стать завершённой
научной теорией. И более того, с позиции современной науки становится
очевидно, что многие идеи Бакунина, Прудона и Кропоткина были
гениальными прозрениями, намного опередившими своё время.
Его собственные сочинения не сохранились, и это отрывки из 48-й главы
("Опровержение Бао") сочинения его врага Гэ Хуна "Баопу-цзы".
Воспроизводится по книге "Религии Китая. Хрестоматия" (СПб, 2001)
Господин Бао по имени Цзинъянь любит сочинения Лао-цзы и Чжуан-цэы и
весьма сведущ в искусстве красноречия. Он считает, что древние
превосходят современных людей, так как у них не было государей. Поэтому
в его произведении говорится: "Конфуцианцы говорят: "Небо породило
народ, а затем насадило государей". Но каким образом державное Небо
столь многословно возвестило это? Не люди ли, заинтересованные в
подобном положении вещей, произносят такого рода речи? Ведь сильные
подчиняют себе слабых, и слабые подчиняются им; ведь мудрые обманывают
глупых - глупые служат им. Поэтому и возник путь государей, и
подданных, и из-за этой-то службы лишенный мощи народ оказался
управляемым. Таким образом, господство и подчинение возникают из борьбы
между могущественными и слабыми и из противостояния мудрых и глупых. И
к этому не имеет никакого отношения синее Небо
Устойчивость любого общества основана на подобии всех его частей целому. Первобытное
общество состояло из небольших неиерархически устроенных общин
охотников и собирателей. Римская империя состоял из множества клеточек
- колоний, муниципий и т.д., которые с теми или иными вариациями
повторяли структуру самого Рима-полиса. Эти структуры тяготели друг к
другу и дополняли друг друга. Феодальное общество было большой
феодальной пирамидой во главе с королем или крупнейшими аристократами,
но состояло при этом из множества маленьких пирамид - относительно
небольших феодальных владений, где над крестьянскими или городскими
общинами возвышались феодалы с их дружинами, чем-то напоминавшие
современных рекитиров. Единство капиталистического общества так же
поддерживается его однородностью. Первичным кирпичиком
капиталистического общества является частное предприятие, основанное на
авторитарном управлении и присвоении небольшим меньшинством
(акционерами предприятия и верхушкой менеджмента) результатов
коллективного труда всех работников. А что лежит в основе безгосударственного коммунистического общества?