Атомизация современного общества – это притча во языцех, однако не все негативные последствия атомизации очевидны, и не всем им уделяется должное внимание. Одной из таких сторон как раз и является влияние атомизации общественного сознания на забастовочный процесс. Дело в том, что забастовка это не просто показатель сознательности, классовой самоосознанности рабочего (и шире – трудящегося) класса, но это так же и показатель его сплоченности.
Взаимопомощь – это только один из вариантов сплоченности, не более того. При этом атомизация привела к краху института взаимопомощи, так что людям приходится учиться с нуля солидарным действиям.
Да, вопрос о солидарности часто поднимается в левой печати в связи с упадком коллективизма, но не так часто, как хотелось бы, можно увидеть анализ забастовочного движения, проделанный через призму атомизации. Это притом, что без этого по-настоящему понять особенности современных забастовок, их проблемы и ошибки попросту невозможно.
С одной стороны, в странах Западной Европы процесс атомизации зашел достаточно глубоко, и там вовсю торжествует общество потребления и зрелища, во многом контролируемое за счет эгоистично-настраивающей рекламы, а так же всевозможных отупляюще-простецких шоу, которые искусственно принижают человеческие желания, индивидуализируя их, отрывая от общества в целом, чем превращают человечество из солидарного коллектива в конгломерат самовлюбленных эгоистов, которым дела нет до окружающих, и чьим девизом является: «умри ты сегодня, а я – завтра.»
С другой же стороны, в тех же странах Западной Европы процесс противостояния лево-социалистических (в частности анархистских) и либерально-капиталистических идей никогда не прекращался, но именно что постоянно развивался, постоянно находился в динамике. Общество Запада находилось в состоянии постоянно, динамичного противоборства, так что там удавалось пока не допустить торжества эгоизма – традиция конструктивного противоборства атомизирующей махине Капитала никогда не прерывалась: после Второй Империалистической войны начала торжественное шествие идея социального государства – ответом стало движение «новых левых»; когда же на смену идее «социального государства» пришла глобализация, то ответом на нее стало движение альтернативных глобалистов (окрещенных в прессе карикатурно – «антиглобалистами»).
Так что и получается – в Западном обществе атомизация не смогла полностью победить солидарность, и с каждой новой своей волной вызывает к жизни очередную новую контр-волну взаимопомогающих себе и окружающим людей.
В тоже самое время в России народ «обломанный», в самом, что ни на есть прямом смысле этого слова: крах великой Русской Революции, торжество тоталитарной ленинистской командно-административной системы, жесточайшее подавление на протяжении примерно семидесяти лет всяческого инакомыслия и самодеятельности, вдалбливание в людям с детства в умы партийно-идеологических догм, в которые не верили сами «вдалбливающие», и что было для всех мало-мальски думающих людей очевидным, (и что в итоге в одночасье рухнуло), использование для контроля над население методов из арсенала «общества потребления и зрелища» (как говорят некоторые критики, СССР был обществом потребления, без предметов потребления) – все это привело, в конечном счете, к полной дезориентации постсоветского общества после развала СССР – у людей не оказалось противоядия либерально-капиталистическим реформам, им было нечего противопоставить.
И, собственно, в этом и кроется тот критерий, через который можно и нужно рассматривать современное забастовочное рабочее движение, тем более, раз уж мы понимаем, что постсоветское (в особенности славянская его часть) общество много более атомизированно, нежели Западное, хотя вроде бы именно там общество потребления имеет наиболее более глубокие и сильные корни.
На пресловутом Западе антипод либеральному, капиталистическому обществу существовал всегда, и традиция борьбы не умирала, и именно поэтому там, в акциях альтерглобалистов (при всех их недостатках), участвуют сотни тысяч людей (леворадикальная, анархистская составляющая там тоже не из единиц состоит – это тысячи людей). В тоже время в России, Украине и других государствах бСССР леворадикальное движение является по сути маргинальным, и не пользуется массовой поддержкой, не находит пока понимания в народных массах.
Собственно с этой позиции и необходимо рассматривать забастовочное движение: на Западе противоборство капитализму (пусть и разношерстное), но имеет массовый характер, а потому и забастовки иногда охватывают миллионы людей; в то время как в бСССР противостояние капитализму носит больше кухонно-диссидентский характер, и в забастовках участвуют единицы.
И, чем больше даже не то что преодолевается атомизированность сознания, но чем большим влиянием, авторитетом обладает идея-альтернатива капиталистическо-эгоизированному миру, тем более массовым является протест, и тем более массовыми, настойчивыми оказываются забастовки.
В этой связи можно вспомнить еще и латиноамериканские страны, и, в частности, Аргентину – там общества потребления не было, но зато было жестокое физическое подавление оппозиции авторитаризму, что неизбежно порождало сопротивление: сила всегда оказывалась менее эффективной, нежели заигрывание и зомбирование посредством пропаганды «красивой жизни». И там, поэтому всегда была жива традиция (пусть и глубоко подпольная) левого сопротивления существующей системе.
Атомизация конечно серьезная проблема современности, но она может быть преодолена, если будет идея, которая сможет увлечь за собой людей, сможет составить серьезный идеологический противовес либеральному эгоизму.
Так что, проблема забастовочного движения вряд ли в России будет решена до тех пор, пока в массах не окажется поднятой на щит идея-сила лево-социалистического (анархистского) сопротивления капитализму.
И именно в этом направлении и необходимо работать, распространяя (по сути, заново) в массах идеи социальной справедливости, которые может и теплятся в глубинах народных душ, но пока не имеют своего конкретного облачения в форме модели общества, призванного заменить существующее, капиталистическое.
http://zhurnal.lib.ru/editors/k/k_s_b/atomizandzabastovka.shtml