“Потребность в новых политических институтах точно соответствует нашей потребности также в новых семейных, образовательных и корпоративных институтах. Она глубоко переплетена с нашим поиском новой энергетической базы, новых технологий и новых отраслей промышленности. Она отражает переворот в коммуникациях и потребность реструктурировать отношения с неиндустриальным миром. Короче говоря, она является политическим отражением ускоряющихся изменений во всех этих различных сферах.”
Тоффлер Э. Третья волна
Современный мир представляет из себя весьма специфическое зрелище: с одной стороны наблюдается упадок социального государства и ужесточение полицейского контроля над населением во многих государствах мира, а, с другой стороны, общество потребления все так же остается направляющей идеей человеческого бытия.
При этом состояние общественного сознания в целом вполне можно охарактеризовать, как либерально-консеравтивное: речь идет о том, что для огромного числа людей весьма непросто поверить в происходящие в действительном мире перемены, и от того люди оказываются заложниками собственных иллюзий – они консервативны в отношении к действительному миру, уверяя самих себя в его статичности. Это вполне объяснимо с той точки зрения, что когда происходят очень значительные, и, при том, весьма стремительные, перемены, сдвиги в условиях нашей с вами жизни, очень уж хочется стабильности и порядка, и люди подчас цепляются за свое недавнее прошлое (когда действительное, а когда и вымышленное), когда еще не было пережитых в последствии изменений. Как пишут современные российские анархо-синдикалисты: «Сила привычки и сила воспитания, вся тяжесть устоявшихся норм и авторитета, вся мощь пропаганды, наконец, сам доминирующий стиль жизни заставляют человека избегать “экстремистских крайностей”, чураться “утопических фантазий”. К тому же индустриализм в его высших проявлениях комфортабелен, и этот комфорт исподволь подточил волю к переменам. Нет, изменения, конечно, необходимы, но пусть они не заставляют нас отказаться от наших привычек и слабостей, пусть не подвергают риску неизведанного, не заставляют искать, мыслить и решать самостоятельно. Только без крутых поворотов! Пусть будет золотая середина. И люди отправляются в путешествие на поиски нового святого Грааля - меньшего зла. Она очень длинна, история этого путешествия! По-разному назывались его цели, но путь всегда был бесплоден и вел к миражу»[1].
Правда такой подход чрева множеством опасностей: повторение ошибок прошлого (в силу его идеализации), подверженность авторитарным и откровенным тоталитарным идеям в области политических воззрений (пресловутое желание «сильной руки», которая призвана «навести порядок»), легкая подверженность влиянию религиозных тоталитарных сект, а подчас и откровенное умственное помешательство, когда человек полностью растворяется в мире собственных иллюзий, видений, фантазий, воспоминаний вследствие того, что человек оказывается выброшенным течением жизни на ее обочину, ставши «ненужным», «лишним» в стремительно меняющемся мире, к которому не сумел (или не захотел) приспособится.
Люди пытаются по инерции ухватится за обломки распадающейся реальности, и именно этим объясняется общественный консерватизм, но это вовсе не значит, что люди консервативны в принципе, ибо в действительности свидетельствует о том, насколько прочно привычное мироустройство проникло в сознание простого человека, и что у него нет перед собой той идеи, которая выведет его из порочного круга прошлой могильной стабильности и новых катастрофических изменений.
Идеи нет, до поры до времени… а между тем, привычный мир распадается все быстрее, будущее все еще туманно и неопределенно, и что нас ждет за очередным поворотом истории предугадать крайне проблематично; мы живем в крайне нестабильное время, или как сказал бы «левый» публицист Зигмунд Бауман, в эпоху «текучей современности»[2], когда все подвержено постоянному, каждодневному, и даже, пожалуй, ежеминутному, ежесекундному изменению.
Меняется все, и вместе с тем меняется и сознание общественности, просто не так быстро, как это происходит с социально-экономической миросистемой.
[1] Либертарный коммунизм или экологическая катастрофа?//Кентавр. № 1 (1993) [2] См.: Бауман З. Текучая современность. С.-Пб., 2008
целиком читать тут: http://zhurnal.lib.ru/editors/k/k_s_b/tendencii.shtml